Инвестиционный портал Республики Алтай
  • Новости
  • СМИ
  • События
  • Инвестиционная Карта
  • Обратная связь
  • ru

Транспортная инфраструктура

Географические особенности республики обусловили развитие двух видов транспорта: автомобильного (90% всех видов перевозок) и авиационного.  В республике отсутствует железнодорожный и речной транспорт. Автомобильный транспорт и дороги играют исключительно важную роль в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок и оказывают огромное влияние на социально-экономическое развитие Республики Алтай.

Сеть автомобильных дорог в Республике Алтай представлена федеральной и территориальными автомобильными дорогами. Общая протяженность дорог на 1 января 2014 г. протяженность автодорог составила 3 656,3 км, из которых 539,2 км приходится на дорогу федерального значения М-52 «Чуйский тракт», 2 902,9 км – это дороги регионального значения, 214,2 км – дороги местного значения.

Из 2902,9 км автомобильных дорог регионального значения 2 348,4 км или 80,9 % с твердым покрытием, 554,5 км или 19,1 % – грунтовые. При этом дороги с усовершенствованным покрытием (асфальтобетон, черногравийное покрытие) составляют 784,3 км, протяженность переходного (гравийного) покрытия насчитывает 1564,1 км. В основном дороги I –V технической категории.

На автомобильных дорогах содержится 410 мостов длиной 8994,2 пог. м, из них 184 моста капитального типа длиной 5269,6 пог. м, а также 2241 водопропускная труба длиной 27147,6 м.

Федеральная автомобильная дорога М-52 «Чуйский тракт» (техническая категория – II и III) является частью азиатского маршрута AH4 (Новосибирск – Бийск – Ярантай (Монголия); Урумчи – Исламабад – Карачи). Общая протяженность М-52 составляет 962,6 км, из которых большая часть – 538,7 км пролегает по территории Республики Алтай. В 2008 г. введена в эксплуатацию автодорога Горно-Алтайск – Турочак – Таштагол, протяженностью 180 км, открывающая сквозное движение между Республикой Алтай и Кемеровской областью.

Обеспеченность автомобильными дорогами в республике на 13% ниже, чем в среднем по стране, но на треть выше, чем в среднем по Сибирскому Федеральному округу (32,9 против 21 км на 1000 км² территории).

В 2011 году завершена реконструкция аэродрома аэропорта Горно-Алтайск с заменой светосигнального оборудования, финансирование которой осуществлялось за счет средств федерального бюджета. Завершены работы по реконструкции аэровокзального комплекса.В ходе реконструкции аэропорт был оборудован одними из самых современных комплексов светосигнального, радионавигационного и метеооборудования. В аэропорту внедрена новейшая система обслуживания и контроля пассажиров, обработки багажа, радикальным образом улучшена сервисная инфраструктура, проведены работы по благоустройству привокзальной территории, перрона.

В результате масштабной реконструкции более чем в два раза была удлинена взлетно-посадочная полоса, что позволяет принимать среднемагистральные самолеты.В настоящее время выполняются регулярные авиарейсы по маршрутам: Горно-Алтайск – Новосибирск – Горно-Алтайск, Горно-Алтайск – Москва – Горно-Алтайск, Горно-Алтайск – Красноярск – Горно-Алтайск.

В настоящее время планируется строительство нового здания аэровокзала для обслуживания пассажиров международных авиалиний пропускной способностью 50 пассажиров в час.

В силу физико-географических особенностей железнодорожное сообщение в Республике до сегодняшнего момента отсутствует. Ближайшая железнодорожная станция находится в Алтайском крае, г. Бийск (100 км от Горно-Алтайска). Стратегия развития железнодорожного транспорта в России на период до 2030 года содержит проект строительства железнодорожной ветки «Бийск – Горно-Алтайск». Строительство железной дороги отнесено к основным направлениям развития транспортной инфраструктуры в Алтайском крае в сфере железнодорожного транспорта до 2015 года. Цель проекта, имеющего статус социально-значимого, обеспечить регион выходом на сеть железных дорог страны.