Общая площадь Республики Алтай составляет 92 тысячи 900 квадратных километров (0,5% территории Российской Федерации). Преобладающий рельеф – горы. 40,4% процентов земель региона относится к землям лесного фонда, 28,4% - к землям сельскохозяйственного назначения. Общая площадь особо охраняемых природных территорий различного уровня и статуса составляет 25% территории республики.
Численность населения Республики Алтай составляет 221 тысяч человек, более 2/3 населения региона проживает в сельской местности. На протяжении ряда лет Республика Алтай показывает положительную динамику, как по естественному, так и по миграционному приросту населения.
Численность экономически активного населения составляет – 98,6 тыс. человек, из которых 90% занято в экономике.
Природно-ресурсные условия и климат определяют туристскую и сельскохозяйственную специализацию экономики региона.
Промышленность региона в основном представлена переработкой сельскохозяйственной продукции, лесопереработкой, добычей общераспространенных полезных ископаемых и драгоценных металлов, производством электроэнергии, тепловой энергии и горячей воды.
уникальное геополитическое и трансграничное положение (Республика Алтай имеет внешнюю границу с Республикой Казахстан (505 км), с Китайской Народной Республикой (55 км), с Монголией (290 км), а также внутренние границы с соседними регионами - республиками Тыва и Хакасия, Алтайским краем и Кемеровской областью).
территория региона является экологически-чистой (историческое отсутствие крупных промышленных производств, низкая плотность населения, более 25% территории региона относится к особо охраняемым природным территориям, более 2/3 территории относится к землям лесного фонда, преобладание технологий отгонного животноводства в сельском хозяйства – естественная возможность для производства органической продукции)
уникальный природно-ресурсный потенциал (5 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, сосредоточение на небольшой территории нескольких природно-климатических зон, живописных ландшафтов, уникальные запасы пресной воды, древесных ресурсов, дикорастущего лекарственно-технического сырья, наличие перспективных участков освоения недр драгоценных, редкоземельных металлов и минералов)
богатейшее культурно-историческое наследие (более 30 тыс. археологических памятников, связь с древнейшими этапами эволюции человечества, Алтай – «колыбель» народов тюркоязычной группы. Минкультуры РФ включило Республику Алтай в число 13-ти наиболее насыщенных археологическими памятниками регионов).
высокий тариф на электроэнергию (сегодня в республике стоимость электроэнергии для бизнеса (в среднем 7 руб. за 1 киловатт-час) одна из самых высоких в Сибири – это существенно снижает конкурентоспособность выпускаемых продукции и услуг)
низкая надежность энергоснабжения (простои, перебои производственного цикла влекут за собой низкое качество оказываемых услуг в сфере туризма и общественного питания)
недостаточный уровень и неравномерность развития транспортной и инженерной инфраструктуры (это касается дорог, авиасообщения, связи, коммунальных и электрических сетей; высок уровень транспортных издержек производителей и потребителей, низкий уровень комфортности проживания и пребывания на территории)
нехватка квалифицированных кадров (несоответствие образовательного заказа потребностям бизнеса, слабая вовлеченность местного населения, высокий уровень безработицы, социальная напряженность, отток трудовых ресурсов)
горный рельеф, сеймоопасность, суровый климат (удорожание товаров, продукции и услуг в сравнении с другими регионами, более высокие потребности в средствах на инвестирование, в том числе, на создание инженерной инфраструктуры)
нерешенность «земельных вопросов» (в республике существует серьезная проблематика неопределенности и наложения границ земельных участков; отсутствие актуальных материалов лесоустройства фактически блокирует возможности развития лесопереработки, существует острая необходимость актуализации документов территориального планирования на региональном и муниципальном уровнях, необходимо решение вопросов по переводу земель из одной категории в другую, исходя из потребностей бизнеса, особенно остро стоит проблема по землям лесного фонда)
высокая дотационность регионального бюджета (что обусловливает недостаточность средств, направляемых на поддержку реального сектора экономики, как прямую, так и косвенную).
туризм (создание туристских объектов круглогодичного пребывания, ориентированных на массового отечественного и иностранного потребителя)
санаторно-курортная деятельность (строительство санаториев и курортов на территориях, отнесенных к лечебно-оздоровительным местностям)
сельское хозяйство (производство, углубленная переработка и логистика экологически чистой, органической продукции)
биофармацевтика (производство биологически активных добавок и лекарственных средств из местного сырья и продукции пантового оленеводства)
углубленная лесопереработка (переработка древесных и недревесных лесных ресурсов, отходов лесной промышленности)
освоение минерально-сырьевой базы (добыча и розлив питьевой воды, добыча металлов (золото, серебро, медь, литий, кобальт, висмут) и минералов, являющихся сырьем для производства продукции с высокой добавленной стоимостью – волластонит, спекулярит)
инновационные проекты в сфере «зеленых технологий» (возобновляемая энергетика)
В целях создания благоприятной среды для реализации инвестиционных проектов, в Республике Алтай создана соответствующая инфраструктура поддержки инвестиционной деятельности.
«Центром поддержки туризма и предпринимательства Республики Алтай». Реализована процедура сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна» от стадии бизнес-идеи до стадии завершения проекта.
Инвестиционным советом Республики Алтай под руководством высшего должного лица региона. Обеспечены прямая связь инвесторов с руководством региона, оперативное решение проблем реализации проектов, синхронизация действий власти и бизнеса.
Механизмы поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Алтай реализуются через законодательно закрепленный институт «приоритетных инвестиционных проектов» (включает в себя инвестиционные проекты регионального значения, проекты, реализуемые в рамках индустриальных парков, территориальных кластеров, соглашений о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений, специальных инвестиционных контрактов, зон территориального развития).
Основные формы поддержки инвестиционной деятельности - оказание услуги по сопровождению инвестиционных проектов в режиме «одного окна», предоставление налоговых льгот (по налогам на прибыль, на имущество, транспортному налогу), предоставление земельных участков в аренду без торгов, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду по льготной ставке. Инвесторы также вправе получать и иные меры государственной и муниципальной поддержки на общих основаниях.
В республике действует институт приоритетных инвестиционных проектов. В 2021 году портфель инвестиционных проектов со статусом регионального значения составил 31 проект, планируемая сумма инвестиций по проектам составляет 28,7 млрд. руб., планируемое количество рабочих мест составляет 3047 мест. За 2021 год предоставлено в аренду без торгов 23 земельных участка для 6 инвестиционных проектов.
Сегодня Республика Алтай готова предложить инвесторам ряд крупных проектов в сфере туризма, оздоровления и развлечений, логистики и переработки сельскохозяйственной продукции, обрабатывающих производств, биофармацевтики, аэропортовой и транспортной инфраструктуры, девелопмента территорий.